Дюна | Dune
Дени Вильнев, США, Канада, Венгрия, 2021
Жанр: фантастика, драма, приключения
Главные роли: Тимоти Шаламе, Ребекка Фергюсон, Оскар Айзек, Джош Бролин, Джейсон Момоа, Зендея, Стеллан Скарсгард
Далекое будущее. Дом Атрейдесов благополучно живет на родной планете Каладан, пока Император своим приказом не вверяет в управление Герцогу Атрейдесу другую планету – опасный Арракис. Последний представляет собой огромную пустыню, наполненную веществом под названием меланж (спайс), самым ценным во вселенной. Последние 90 лет на этой планете заправлял Дом Харконненов, зарабатывая огромные деньги на добыче и продаже меланжа, и они не собираются просто так отдавать эту планету. Наследнику герцога Атрейдеса Полу предстоит отправиться на эту планету со своей семьей и столкнуться со всеми опасностями Арракиса.
Наконец ожидания закончились. Не уверен, что получится коротко, но и «Дюна» — не очередной релиз на Netflix. Но если совсем коротко, то картина — тотальный восторг и трепет. Мурашки поселились на моем теле в самом начале и появлялись вновь и вновь вплоть до финальных титров. Лучший фильм года (да!), однако, точно не все смогут принять полностью, но его нельзя пропускать, а если есть возможность смотреть в IMAX, то смотрите в IMAX. Ну, поехали. А, еще стоит сразу сказать, что я не читал первоисточник, поэтому сравнений с книгой тут не будет.
Начнем, наверное, с самого очевидного — технической составляющей. ЭТО ПРОСТО ВАУ, простите. Несмотря на то, что у камеры стоят не Роджер Дикинс, работавший с Вильневым неоднократно, а Грег Фрейзер, работа вышла феноменальная. Режиссеру и оператору удалось не просто визуально сопроводить историю, а передать масштабность всего: планет, кораблей, песков и, конечно же, Шаи-Хулуда. Технически это точно один самых крутых фильмов за очень долгое время. Я очень удивлюсь, если в следующем наградном сезоне статуэтки Оскара в этой категории заберет кто-то другой. Вильнев не просто визуализировал этот мир, он вылюбил каждую песчинку на Арракисе и это чувствуется каждой фиброй киноманской души. А все это еще и под музыкальное сопровождение Ханса Циммера, о котором можно было бы говорить и говорить, но лучше слушать, прям ух.
Очевидно, что роман был крайне успешным, остается популярным и актуальным по сей день, а это значит, что история не может не увлекать. Прочитал у тех, кто знаком с первоисточником, что Вильнев очень буквально отнесся к роману и почти дословно ему следует. При этом сценарная работа проделана невероятная: несмотря на размеренный общий темп, моменты спокойствия чередуются с напряжением, которым мастерски управляет Вильнев. Главная линия — становление Пола — получает именно такое развитие, какое и должно, ничего не происходит просто так, все логично. Наблюдать за происходящим невероятно интересно, нет ни одной мелочи, которую не жалко было бы выкинуть.
С другой стороны, важно понимать, что по большому счету у нас не только приключение Пола, но и большая политическая игра: ходы Императора, отношения Атрейдесов, Харкониенов, тайное правительство в виде сестер Бене Гессерит и все вот это. Несмотря на фантастическую составляющую, во всем этом явно проглядываются глобальные темы геополитики, экономики, религии и экологии. Круто, что это не выпячивается на первый план, но и не теряется глубоко на фоне. Вильневу удалось поймать идеальный баланс, не испортив одно другим.
4686