Устала деградировать, вернулась к книжкам" чепочитать
The Raven Tower (Башня Ворона, на русском пока нет)
Энн Леки известна прежде всего своими космооперами с искусственным интеллектом и инопланетными гендерами. Поэтому я с какой-то опаской подступила к ее фэнтези-книге. И зря! Даже, страшно сказать, понравилось больше ее нф-произведений.
В какой-нибудь аннотации вы можете прочитать, что это ремейк Гамлета в мире, где люди и боги живут бок о бок и взаимовыгодно сотрудничают. Мават, наследник жреца-правителя могущественного бога-ворона, вместе со своим оруженосцем Эйоло прибывает в столицу и обнаруживает, что его законное место узурпировали. Типичная завязка, да?
Но есть нюансы: книга написана во втором лице (то есть «ты делаешь, ты идешь» и т.д.), в двух таймлайнах и от имени не человека, а камня.
Ладно, это не просто камень. Это божество – интроверт, домосед и вообще крайне опасливая и флегматичная личность. И этот камень описывает как текущие события (собственно, историю Мавата и Эйоло), так и давнее прошлое – настолько давнее, что ни главных героев, ни их государств в помине не было. Так и получаются две параллельные сюжетные линии, перекликающиеся и влияющие друг на друга в самые неожиданные моменты. Сюжет из настоящего времени наполнен интригами и предательствами. А сюжет из прошлого кажется поначалу эдаким сборником мифов и легенд, объясняющим устройство мира и сложную механику взаимодействия людей с богами.
У «Башни Ворона» есть три особенности, которые запали мне в душу.
Во-первых, магическая система, сочетающая настоящее волшебство и холодный расчет. Отношениям между людьми и богами кажутся транзакционными - люди что-то делают для божеств, божества - что-то в ответ. Боги для людей – и их повелители, и соседи, с которыми можно дружить или воевать. Но при этом сама магия богов - максимально простая по сути, буквально «сначала было слово». Все, что скажет божество, воплощается в реальность – но только если оно осуществимо, иначе божество может умереть. Поэтому магия тут – лингвистическая паутина, сотканная так, чтобы не загнать само божество в угол. Ближе к заумным юридическим контрактам, чем к файерболам.
Во-вторых, Энн Леки мастерски управляется с множественными линиями. Это мы уже поняли по «Слугам Правосудия», где ей удавалось четко расписывать события с точки зрения ИИ в нескольких телах. А тут она показала, что заморочки во времени ей тоже раз плюнуть. Я получала огромное удовольствие, собирая из кусочков информации из прошлого и настоящего полную картину. Иногда ты настолько погружаешься в один таймлайн, что не ждешь подвоха в другом, а потом раз! - и начинают сыпаться повороты. Очень умелое и приятное использование нелинейного повествования.
В-третьих, Энн Леки не была бы собой, если б не добавила свои размышления про гендер и строение общества. В трилогии Радч она исследовала общество без понятия гендера (в английском грамматически это выражалось в женском роде как нейтральном). В «Происхождении» гендера три, и человек сам его выбирает в определенном возрасте. В «Башне Ворона» все гораздо традиционнее – мужчины и женщины, никаких новых местоимений запоминать не придется. Просто центральный персонаж Эйоло – транс-парень. Эта черта его не определяет, но она и не добавлена чисто для галочки. У людей (и божеств) насчет Эйоло свои предубеждения, но это не скатывается в упивание страданиями или трансфобию. Скорее, это размышления о том, как восприятие людей богами отличается от того, как сами люди оценивают друг друга. И мне нравится, как подчеркнуто, что Эйоло – именно мужчина, а не женщина, которая прикинулась парнем, чтобы стать королевским оруженосцем. Это разные вещи!
5409