Кровавый четверг (1998)
Некогда фильм казался мне одной из лучших чёрных комедий. Теперь я понимаю, что фильм очень неровный.
Начинается он шедевральной сценой в ночном магазине по результатам которой так и хочется воскликнуть: и поделом! Полицейскому и продавщице! Как типичным представителям системы. А так же: вот ведь истинная правда о системе звёздочек и мелкого шрифта, в которой мы теперь живём. Такие чувства рождает первая сцена. Ещё она рождает мысли, их выскажу позже. Пока далее по фильму.
Что ещё хорошо? Хороша корова-телефон, как символ мещанского благополучия и пошлости. Хорошо также когда матёрый убийца, теперь архитектор, драит от крови дом. Правда не доделано. К сожалению автор только затронул тему противопоставления мещанского и криминального. А могло получится ярко, метко, гротескно. Когда страх перед женой, перед разоблачением прошлого больше страха уголовного преследования за массовые убийства. Автора больше интересовали крутости криминального сюжета и как бы их покруче снять. Жаль.
Ещё метко, а потому хорошо, когда подружка старого приятеля, что своим поведением и внешностью будто рекламирует криминал, особенно в сравнении с задёрганной, истеричной, карьерной женой, предлагает привязанному к стулу герою, не при детях будет сказано, скоротать время ожидания за сексом. Добропорядочная часть героя, в лице самого героя, бурно возражает, хрен, мол тебе, сука, а не хрен, никогда ты не заставишь меня в себя войти (опять же не при детях будет сказано), а подружка и говорит, а вот посмотрим и раздевается и сначала наклоняется – герой с досады морщится – а потом запрыгивает на него, и естественный процесс начинается. Потом её грубо прервут, но это уже не важно.
Очень меткая и смешная сцена. Скажу больше – это апология мужской сексуальности. Кто-то зачем-то придумал, что мужская сексуальность подчиняется социальным и нравственным законам. В то время как она физиологична. В теории большого взрыва, кажется, было: «И почему ты с ней переспал?» «Она была не против».
Есть несколько неплохих монтажных решений, пусть и не новых, в стиле энергичного комикса, когда кадры выхвачены, как картинки. Последовательность движения: ноги, рука, пестик, дверь машины и в таком роде. Бдыщь, бум, бам и так далее. Хорош образ добропорядочности в виде босых ног, идущих по придомной лужайке за газетой. Но при этом автор явно недорабатывает в работе с актёрами, с их эмоциональной правдивостью. Сцены местами совсем неуклюжи.
Исключая яркие моменты, в остальном это заурядная а-ля тарантиновская трактовка темы «романтический криминал» или «криминал – это круто», одной из самых востребованных тем в поп-кино. В этом смысле фильм проигрывает и «Чтиву», и «Крёстным отцам», и «Пиратам», и «Славным парням». Первый четырьмя годами ранее внёс свежую струю в тему и новый образец, вторые – колорит и классика, четвёртые искромётны, в пятых шикарная концовка, когда герой, начиная серую, безликую жизнь по программе защиты свидетелей, сожалеет о прошлом: как его уважали, сколько в нём было достоинства, сколько возможностей открывалось каждый день. Теперь он навеки обречен на отсутствие и достоинства, и достатка.
В фильме криминал, как почти во всех американских фильмах, лишён корней и оригинальности. Вряд ли и в самой Америке криминал в действительности тот же, что нам показывают. Он там на улицах цветной, а у белой части населения то легализуется, то защищён мощными адвокатскими кланами. Здесь мы имеем всё тот же, как и в любом голливудском произведении, не исключая и «Чтива», криминал мечту с целью утехи и сборов.
Между тем, связь с реальностью важна. Реальность даёт то, что не может дать чистая фантазия – характерные детали, убедительные положения, яркие образы. Да, реальность даёт только материал, который нужно и уметь взять, и очень непросто обработать так, чтобы он выглядел убедительно и ярко на экране или на страницах. Но усилия того стоят.
По доброй памяти: 8/12. https://telegra.ph/file/a3e14aafef5d1d71220b0.jpg
4714