Spec-эпизод сериала
Spec это speculative script. То есть любой сценарий, который написан без предварительного соглашения со студией или продакшн-компанией, и при исключительной инициативе сценариста, называется спеком. Такие фильмы как “Комната страха”, “Основной инстинкт” или “Умница Уилл Хантинг” были спеками и потом были проданы студиям.
Есть еще понятие спеков в сериалах. Это когда сценарист пишет эпизод к существующему сериалу в надежде получить работу на каком-нибудь сериале, то есть показывает, что может встроиться в шоу, которое уже идёт, и словить голос шоураннера. В школе мы тоже в первый год писали спеки - драму и комедию. И тогда уже было известно, что в Голливуде перестали их читать, всем интересны оригинальные пилоты и голоса.
Но спек это довольно хорошее упражнение, чтобы изучить, как писать сериал. Потому что перед тем, как ты пишешь эпизод, ты смотришь сериал, изучаешь персонажей, анализируешь структуру эпизода, обычно не пилотного, читаешь сценарий, далее начинаешь писать beat sheet по нему и изучать, сколько там актов, сколько обычно они длятся, сколько линий, какие арки проходят персонажи. То есть делаешь реверсивную инженерию.
При всем при этом, спек это еще и возможность взглянуть на популярный сериал под новым углом. Когда я писала эпизод “Ривердэйла”, который выбрала потому что люблю подростковые драмы, я начала искать вариант того, что мне было бы интересно осветить. Несмотря на то, что в сериале есть команда по американскому футболу, оказалось, что у них не было эпизода непосредственно об игре. И я как любительница спортивных историй, решила построить эпизод вокруг игры против заклятых противников. А за основную линию я взяла историю Реджи, единственного азиатского персонажа в сериале. Когда же писала комедию, то выбрала Superstore, потому что обожаю workplace комедии. Мой эпизод рассказывал о том, как работники супермаркета переживали день, когда покупатели могли возвращать и обменивать рождественские подарки, но основное внимание заострила на линии мусульманина Саида. То есть я писала стандартный эпизод этих сериалов, но со своей точки зрения.
Спеки это интересный способ привлечь к себе внимание, потому что некоторые из них нехило вирусятся. До сих пор ходят легенды о спеке сериала Friends, где все друзья узнают о том, что они заразились ВИЧ, и об эпизоде Seinfeld о событиях после 11 сентября. Из недавних примеров это эпизод сериала Succession о том, как семья Роев переживает локдаун, или тред в твиттере о том, как реагируют на пандемию жители городка Stars Hollow из сериала Gilmore Girls. Среди карантинных вирусных спеков выделяется спек Элины Вор, которая по следам новостей о том, что Трамп заразился коронавирусом, набросала в твиттере тред о том, как реагируют на это событие персонажи сериала The West Wing. Этот тред разошелся тысячами ретвитов, привлек внимание шоураннеров Grey's Anatomy и Billions, менеджеров и агентов.
Раньше спеки были основной валютой сценариста на телевидении - можно было даже написать и предложить сюжеты непосредственно самим шоураннерам. Но потом по легальным причинам от этой практики избавились. То есть возможно на сериале уже разрабатывали ходы, которые предложил сценарист, а он потом обвинит авторов в том, что те использовали его идею. Но некоторые шоураннеры все также любят читать их. Правда, опять же, не своего шоу, и тут не только легальный вопрос. Шоураннер знает свой сериал от и до, и его трудно будет убедить в том, что ты знаешь их сериал также хорошо, как и авторы сериала. И спеки еще используют при подаче на программы от студий вроде Warner Bros. и CBS. Но в целом это довольно полезное и интересное упражнение.
3102