(продолжение, начало в предыдущем посте)
Он обычный человек, не гений, не подвижник, у него нет большого ума или таланта, которые предопределили бы его жизнь с ранних лет, и он не собирается идти по торному пути. А потому будущее туманно, неопределённо, и не может быть ничего более естественного в этой ситуации пересменка, праздности, перепутья, неопределённости, молодости и обеспеченности, чем любовь, секс, влечение (тем более, что он девственник!). Потребность плоти, вызов плоти, самый естественный прекрасный вызов, когда есть время, качества и условия на него ответить подобающе. И ещё это проблема. Проблема эта выступает на первый план, её нужно решить, чтобы идти дальше, и проблема героем при попустительстве обстоятельств успешно решается. Решается в русле протеста, своего пути, когда он еретично и смело мутит с чужой женой, да ещё и с женой близкого друга и бизнес-партнёра отца, а затем, естественным порядком, с дочерью того же товарища. В последнем случае ещё больше вызова, тут ещё и преодоление, так как адюльтер открылся, и девушку прячут и тащат к алтарю с другим.
Вызов, невольный, а отчасти и вольный, почти сознательный протест завершается в церкви, когда герой запирает дверь крестом. И протест, и страсть! А какой протест без страсти. Какая любовь без порыва и преодоления. Любовь, как вид протеста, любовь как свой путь. Очень хорошо. Опять вспомним, что на носу Вудсток и даже в этот благополучный белый мир долетают идеи детей цветов.
И вот герой добился своего, они сбежали, едут в автобусе. Кажется, будто он засомневался (а она смотрит на него с надеждой, как же хорошо), что это не любовь, а с жиру бесятся. Нет, это так и должно быть. Ровно как в жизни: волнительно, нервно, с осознанием, сомнением, опаской, без тупого восторга, что в пьяном угаре пишет на заборе «Маша, спасибо за сына!» или вырезает Лена+Петя=Любовь, без лишённого жизни, оскоплённого голливудского хэппиэнда, который лишает события и отношения и ответственности, и вызова, и неизвестности, и преодоления, а с тихой радостью. Радость и должна быть коротка и мешаться с сомнением, с вопросом, что дальше, как то будет дальше, какие потребуются качества и силы, есть ли нужное во мне, что придётся совершить, буду ли на высоте. Радость всегда должна быть с чем-то смешана, если это подлинная радость, потому что движение не прекращается, а движение и есть жизнь, и что там впереди мы не знаем. Безоглядность – это мерило не силы любви или радости, а масштаб тупости, ограниченности.
Есть или нет у них будущее – на это фильм не должен и не может ответить. Он ответственен – успешно закончил колледж, упорен и страстен – добился её. Он показал бойцовские качества. Всё в его руках. В том числе и она. Дальше – опять новое, неизведанная территория. Очень хорошо и правдиво. У него все шансы, чтобы она его полюбила, чтобы её порыв, вызванный его страстью переплавился в любовь. Любовь ещё будет – без гарантий, если повезёт. Пожелаем им удачи.
Так мне нравится думать.
Минусы. Кроме акваланга и темы с водой, не ясной осталась проблема нравов. Как девушку заставили идти замуж за другого? Воля родителей тогда ещё была в силе? Или у неё были свои мотивы не противиться? Или героиня слишком мягка и податлива по натуре? Для своего времени вопрос этот мог и не стоять. Спустя пятьдесят лет возникает. Это минус. Ещё один маленький минус.
Оценка: 11/12
5517