A serious man (2009), Ethan Coen, Joel Coen — жизнь Шрёдингера.
Сколько тысяч лет уже прошло, а ведь до сих пор работает, и пассаж про парковку, и про важно-неважно, и про зубы гоя, и что всё это значит, и when the truth is found to be lies, and all the joy within you dies — then what?
Как и с «Синекдохой», взгляд меняется с годами, и если раньше и вправду больше заботило, диббук ли раввин в эпиграфе, или, например, оставил ли кореец деньги или нет, и вообще что там всё это было, и нужны годы, чтобы понять, насколько это все неважно, как и что случилось с гоем — who cares?
Сами Коэны подбрасывают тонны вполне прозрачных намёков на собственно важное, и все эти детальки нам даны как раз чтобы на них не смотреть. Более того, если ты в конце ловишь себя на тех же самых вопросах типа так что там было и что дальше случилось, ты в общем и есть тот самый «серьёзный человек». Это как в «Лобстере»: гадание, вырезал он себе глаза или нет, это же не так уж и важно в итоге, главное, что он до этого вообще дошёл.
И в начале, и муж и жена уверены в принципиально противоположных вещах, ну значит это и есть сообщение, а не выяснение, диббук к ним пришёл или нет. И в конце концов и раввин Маршак говорит Дэнни просто — будь хорошим мальчиком.
И в конце, когда небо уже гремит громами и собирается шторм, и американский флаг-то скоро снесёт ветром, всего лишь этикетка на пустыне, и мы остаемся одни перед и под чёрным небом, и тут уже и возвращать двадцатку как-то мелко, а вот исправлять оценку за взятку под пристальным взглядом вселенной прямо сейчас — ну так и получи звонок про рентгеновские снимки.
Ну и в рамках курса терапии это вообще наглядная иллюстрация происходящего прямо в данный момент, именно сейчас; тоже месяцы прошли в попытках разгадать, что же вселенная пытается мне сообщить; Коэны вот проговаривают несколько раз прямым текстом, просто расслабиться и дать вещам произойти, это же и вправду как парковка; что в 2009, что в 2021.
5568