Лабиринт Фавна (2006)
К какому жанру фильм только не относят. И к сказке, почему-то сравнивая с «Алисой в стране чудес», и к фэнтези с фантастикой, раздавая соответствующие призы, и даже к магическому реализму. По мне, всё это натянуто и сомнительно, да и не главное. Найти, особенно если очень хочется, элементы всех этих жанров и в придачу реализма, можно, но я предлагаю обратить внимание на другое.
Если без натяжек, то в фильме две составляющие, сказочная и реалистическая, про принцессу из загробного мира и про фашистов. Если все согласны, давайте зададимся вопросом, составляют ли они целое. Правильный ответ будет: никак нет. Едины сказка и реальность не по духу, а по произволу автора, который своё побуждение, свои чувства и мысли не смог выразить так, чтобы мы поняли, что сказка имеет глубокое психологическое, мистическое (чем чёрт не шутит), мировоззренческое или, чур меня чур, философское отношение к испанским фашистам (или хотя бы к фашистам как таковым), и, наоборот, что фашисты как-то глубоко связаны со сказочным раем подземного царства непонятной этимологии. Внешне, на уровне фабулы да, связь объявлена, но это связь костей скелета при помощи проволочек в школьном учебном пособии, а не связь костей в живом организме посредством хрящей и суставов. Скелет облачён в костюм, под который кое-где напихали поролона, а кое-что залили латексом. Плоти на нём нет, физиологические жидкости по жилам не текут. Единство здесь формальное. Фашизм и сказка не противопоставлены, а поставлены рядом и не вскрывают друг друга сравнением. Ни дух мрачной сказки (мрачной по общей склонности автора, а не в конкретном замысле), ни дух фашизма не становятся понятнее, ярче от такого соседства. Автор о фашизме не задумывался, он его не волнует, как явление.
В фильме находят отсылки к магическому реализму, к Гойе, к «Алисе», есть костюмированный реализм гражданской войны и так далее и тому подобное. Предположим, что так. Тогда сравните с образцами, от которых якобы отталкивался автор, которыми он, пусть, вдохновлялся. В фильме всё бледное подобие, эрзац образцов. Сравните образы фильма с образами «Капричос» Гойи, с иллюстрациями Домье к «Божественной комедии», сравните реалии гражданской войны в «Фавне» с реалиями гражданской войной в «По ком звонит колокол». Магический реализм? Сравните с Маркесом, Кафкой («Превращение»), Булгаковым, Рушди в «Сатанинских стихах». Или вспомните волшебное очарование национального фольклора у Миядзаки. Есть здесь что-нибудь подобное, испанское, мексиканское, северо-американское? Нет. Справедливости ради скажу, что даже у белых северных американцев таки есть, чуть ли не единственный случай, интересный взгляд на собственную культуру, её истоки – «Американские боги», роман Нила Геймана (есть и сериал).
Возьмём для характеристики «реалистическую» сторону. Опытные партизаны дымят в виду базы карательного отряда, потом в спешке бегут, оставляя антибиотики, которые массово начали на западе производится только в 43-ем противником (вроде как) франкистов, англичанами.
(ещё не всё, продолжение в следующем посте) https://telegra.ph/file/6eeb7a7ce86dbbece6351.jpg
4889